Главная » Статьи » Мои статьи |
Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее. Анри Барбюс Проект: групповой, региональный, долгосрочный, информационно-творческий. Сроки реализации проекта: апрель-май 2013 года. Актуальность проекта: Поступление в школу - качественно новый этап в развитии ребенка, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л.С. Выгодский назвал кризисом семи лет. Период адаптации к школе занимает от месяца до полугода. Все жизненные ситуации, связанные с поступлением в школу, их переживания требуют от ребенка пересмотра, а иногда и серьезной корректировки созданной им картины мира. Главное, что необходимо ребенку, - положительная мотивация к учению. Большинство будущих первоклассников хотят идти в школу, но у них складывается определенное представление, которое можно сформулировать примерно так: настоящий школьник - это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки. Причем "оценка" и "пятерка" для будущего первоклассника почти одно и то же. Ребенок уверен, что будет хорошим учеником, т. к. видел, что мама купила для него все необходимое к школе. Подобные детские надежды таят в себе большую опасность: ребенок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи родителями и воспитателями ДОУ. Многие родители стараются создать привлекательный образ школы: "ты у нас отличником будешь", "у тебя появятся друзья", "учителя любят таких умненьких, как ты". Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же будущий школьник, настроенный на радостную увлекательную деятельность, может надолго потерять интерес к учебе, испытав даже незначительные негативные эмоции. Причин для переживания подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: в неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности; • трудности в поиске друзей среди одноклассников; • расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и т.д. Иногда родители и воспитатели используют образ школы как устрашение, не задумываясь о последствиях: "за такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут", "ты же двух слов связать не можешь, как ты будешь на уроках отвечать". Такие напутствия вряд ли воодушевят ребенка. Таким образом, исключительно позитивный или, напротив, негативный образ школы не принесут пользы. Важно настроить ребенка на ежедневный труд и внушить ему, что он сможет все, если постарается. В настоящее время школа решает сложные задачи образования и воспитания подрастающего поколения. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольный период. В психолого-педагогических исследованиях рассматриваются вопросы специальной и общей психологической готовности ребенка к школе. По мнению ученых, одной из сторон психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивах учения, отношении детей к школе, учителю, школьным обязанностям и положению ученика, в способности сознательно управлять своим поведением. И высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе. У дошкольника может быть не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это несоответствие отмечают и учителя школ. В литературе по данной проблеме ряд авторов подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе как условия успешного обучения в дальнейшем. Да и практика сегодня нацелена преимущественно на интеллектуальную подготовку детей к школе, мало внимания уделяется формированию внутренней позиции школьника. Уже несколько лет наш детский сад сотрудничает со школой № 12. Такое сотрудничество включает в себя посещение школьных праздников нашими дошкольниками, такими как День защиты детей, 1 сентября (подготовительная к школе группа), выступление учителя на родительском собрании, курсы подготовки к школе в подготовительной группе. Ежегодно при поступлении наших выпускников в школу, отмечалась хорошая подготовка детей к обучению в школе. Но зачастую отмечалось, что у некоторых детей возникают проблемы в общении со сверстниками и, незнакомыми ранее, взрослыми. Дети становятся замкнутыми, повышается тревожность, что отражается на их успеваемости. Неслучайно вопросы подготовки детей к школе, преемственности в работе в числе главных тем для обсуждения специалистами, практиками дошкольных учреждений и школ. Для их решения предлагаются разные формы работы с детьми и взаимодействия с родителями. Учитывая то, что в последнее время в практике дошкольного образования отдается предпочтение методу проектов, подготовка детей к школе на основе данного метода представляется нам наиболее эффективной. Ввиду этого мы разработали учебный проект «Мама, я хочу в школу?!», что повысит эмоциональную и психологическую готовность к школе детей подготовительной группы.
Цель проекта: воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной группы
Задачи проекта:
Участники проекта:
Возраст детей: 6-7 лет.
Гипотеза: Верно ли утверждение: «Грамоте учиться - всегда пригодится»?
Ожидаемые результаты: Если в ходе реализации проекта у дошкольников будет сформировано положительное отношение к новому образу жизни, изменениям условий, правил, требований, что является успешным показателем отношения к школе, то можно считать, что их личностная готовность к школе находится на высоком уровне. Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги по реализации проекта): Реализация проекта велась по трем направлениям: дети, родители, педагоги. Для родителей, в рамках проекта, была обеспечена полная информированность. С целью обсуждения с родителями вопросов подготовки детей к школе были проведены родительское собрание с участием учителя начальных классов, консультации "Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу", «Готовимся к школе», «Готовность к школе: Что мы не понимаем?». В уголке для родителей воспитатели оформили папку-передвижку "Рекомендации родителям будущих первоклассников". Также было проведено анкетирование родителей по вопросам подготовки ребенка к обучению в школе. Для успешной реализации данного проекта немаловажную роль играют и специалисты дошкольного учреждения: педагог-психолог (тренинги для будущих первоклассников), музыкальный руководитель (выпускной бал). Также среди опытных педагогов детского сада проведено анкетирование по вопросам обеспечения информацией о школе дошкольников. Для детей были организованы мероприятия, направленные на знакомство воспитанников со школой, правилами поведения в школе, ее традициями. В предметную среду были внесены:
Особенный интерес у детей вызвали их фотографии из школьной жизни (некоторые наши воспитанники увидели детские фотографии своих родителей впервые).
Результаты проекта:
Описание продукта, полученного в результате проекта:
Мы уверены, что полученные результаты обеспечат легкую адаптацию детей к условиям обучения в школе и высокую успеваемость. | |
Просмотров: 1761 | |
Всего комментариев: 0 | |