Главная » Статьи » Мои статьи

проект "Мама! Я хочу в школу?!"

Школа — это мастерская,

где формируется мысль подрастающего поколения,

надо крепко держать ее в руках,

если не хочешь выпустить из рук будущее.

Анри Барбюс

Проект: групповой, региональный, долгосрочный, информационно-творческий.

Сроки реализации проекта: апрель-май 2013 года.

Актуальность проекта: Поступление в школу - качественно новый этап в развитии ребенка, связанный с измене­нием социальной ситуации и личностными пре­образованиями, которые Л.С. Выгодский назвал кризисом семи лет.

          Период адаптации к школе занимает от ме­сяца до полугода. Все жизненные ситуации, свя­занные с поступлением в школу, их пережива­ния требуют от ребенка пересмотра, а иногда и серьезной корректировки созданной им кар­тины мира. 

          Главное, что необходимо ребенку, - положи­тельная мотивация к учению. Большинство буду­щих первоклассников хотят идти в школу, но у них складывается определенное представление, которое можно сформулировать примерно так: настоящий школьник - это счастливый облада­тель портфеля и школьной формы, старатель­ный исполнитель школьных правил, он слуша­ет учителя, поднимает руку и получает оценки. Причем "оценка" и "пятерка" для будущего первоклассника почти одно и то же. Ребенок уверен, что будет хорошим учеником, т. к. ви­дел, что мама купила для него все необходимое к школе. Подобные детские надежды таят в себе большую опасность: ребенок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

          Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль игра­ет информация о школе и способ ее подачи родите­лями и воспитателями ДОУ. Многие родители ста­раются создать привлекательный образ школы: "ты у нас отличником будешь", "у тебя появятся друзья", "учителя любят таких умненьких, как ты".

          Взрослые полагают, что тем самым они привива­ют ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же будущий школьник, настроенный на радостную увлекательную деятельность, может надолго потерять интерес к учебе, испытав даже незначительные негативные эмоции. Причин для переживания подобных эмоций школа предо­ставляет предостаточно: в неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности;

•   трудности в поиске друзей среди одноклассников;

•   расхождение оценки учителя и привычной роди­тельской похвалы и т.д.

          Иногда родители и воспитатели используют об­раз школы как устрашение, не задумываясь о по­следствиях: "за такое поведение тебя в школе сра­зу в хулиганы запишут", "ты же двух слов связать не можешь, как ты будешь на уроках отвечать". Такие напутствия вряд ли воодушевят ребенка. Таким образом, исключительно по­зитивный или, напротив, негативный образ школы не принесут пользы. Важ­но настроить ребенка на ежедневный труд и внушить ему, что он сможет все, если постарается.

          В настоящее время школа решает сложные задачи образования и воспи­тания подрастающего поколения. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ре­бенка в дошкольный период.

          В психолого-педагогических исследо­ваниях рассматриваются вопросы спе­циальной и общей психологической го­товности ребенка к школе. По мнению ученых, одной из сторон психологиче­ской готовности является личностная готовность дошкольника к предстоя­щему обучению, которая выражается в мотивах учения, отношении детей к школе, учи­телю, школьным обязанностям и положению уче­ника, в способности сознательно управлять своим поведением.

          И высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе. У дошкольника мо­жет быть не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, изменениям усло­вий, правил, требований, что яв­ляется показателем отношения к школе. Это несоответствие отме­чают и учителя школ.

          В литературе по данной про­блеме ряд авторов подчеркивает необходимость воспитания поло­жительного отношения к школе как условия успешного обучения в дальнейшем. Да и практика се­годня нацелена преимущественно на интеллектуальную подготовку детей к школе, мало внимания уделяется формированию вну­тренней позиции школьника.

          Уже несколько лет наш детский сад сотрудничает со школой № 12. Такое сотрудничество включает в себя посещение школьных праздников нашими дошкольниками, такими как День защиты детей, 1 сентября (подготовительная к школе группа),  выступление учителя на родительском собрании, курсы подготовки к школе в подготовительной группе. Ежегодно при поступлении наших выпускников в школу, отмечалась хорошая подготовка детей к обучению в школе. Но зачастую отмечалось, что у некоторых детей возникают проблемы в общении со сверстниками и, незнакомыми ранее, взрослыми. Дети становятся замкнутыми, повышается тревожность, что отражается на их успеваемости.

          Неслучайно вопросы подготовки детей к школе, преемственности в работе в числе главных тем для обсуждения специалистами, практиками дошколь­ных учреждений и школ. Для их решения предлага­ются разные формы работы с детьми и взаимодей­ствия с родителями.

          Учитывая то, что в последнее время в практике дошкольного образования отдается предпочтение методу проектов, подготовка детей к школе на ос­нове данного метода представляется нам наиболее эф­фективной.

    Ввиду этого мы разработали учебный проект «Мама, я хочу в школу?!», что  повысит эмоциональную и психологическую готовность к школе детей подготовительной группы.

 

Цель проекта: воспитание положи­тельного отношения к школе у детей подготовитель­ной группы

 

Задачи проекта:

  • Расширение знаний детей и родителей об обучении в школе.

  • Развитие волевых качеств.

  • Формирование логического мышления, связной речи.

  • Создание предметно-развивающей среды для оз­накомления воспитанников со школой.

 

Участники проекта:

  • воспитатель, Рогатых Надежда Валентиновна (реализация);

  • дети подготовительной к школе группы «Теремок» (реализация);

  • родители воспитанников (реализация);

  • педагог-психолог, Карпова Марина Александровна ;

  • музыкальный работник, Галимова Розалия Рамдильевна (реализация);

  • зам. заведующей по ВМР, Диденко Алена Геннадьевна (контроль).

Возраст детей: 6-7 лет.

 

Гипотеза:

Верно ли утверждение: «Грамоте учиться - всегда пригодится»?

 

Ожидаемые результаты:

Если в ходе реализации проекта у дошкольников будет сформировано положительное отношение к новому образу жизни, изменениям усло­вий, правил, требований, что яв­ляется успешным  показателем отношения к школе, то можно считать, что их личностная готовность к школе находится на высоком уровне.

Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги по реализации проекта): 

          Реализация проекта велась по трем направлениям: дети, родители, педагоги.

          Для родителей, в рамках проекта, была обеспечена полная информированность. С целью обсуждения с родителями вопросов подготовки детей к школе были проведены ро­дительское собрание с участием учителя началь­ных классов, консультации "Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу", «Готовимся к школе», «Готовность к школе: Что мы не понимаем?». В уголке для родителей воспитатели оформили папку-передвижку "Рекомендации родителям буду­щих первоклассников". Также было проведено анкетирование родителей по вопросам подготовки ребенка к обучению в школе.

          Для успешной реализации данного проекта немаловажную роль играют  и специалисты дошкольного уч­реждения: педагог-психолог (тренинги для будущих первоклассников), музыкальный руководитель (выпускной бал).

          Также среди опытных педагогов детского сада проведено анкетирование по вопросам обеспечения информацией о школе дошкольников.  

          Для детей были  организованы мероприятия, направленные на знакомство воспитанников  со школой, правилами поведения в школе, ее традициями.

          В предметную среду были  внесены:

  • Произведения художественной литературы про школу

  • Школьные принадлежности

  • Фотографии и сюжетные картинки

  • Видеофильмы

Особенный интерес у детей вызвали их фотографии из школьной жизни (некоторые наши воспитанники увидели детские фотографии своих родителей впервые).

 

Результаты проекта:

  • У детей сформирован большой багаж знаний о школе

  • Изменилась мотивация детей к обучению в школе

  • Снизилась тревожность и у детей и у родителей

 

Описание продукта, полученного в результате проекта: 

  • Газета «Наши родители - ученики»

  • «Красная книга школы»

Мы уверены, что полученные результаты обеспечат легкую адаптацию детей к условиям обучения в школе и высокую успеваемость.

Категория: Мои статьи | Добавил: Надюша (01.09.2015)
Просмотров: 302 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar